" Я живу чтобы любить музыку, а не для того чтобы быть рок-звездой."
Гитарист, певец, актер
" Я живу чтобы любить музыку, а не для того чтобы быть рок-звездой."
Диджериду или идаки — традиционный инструмент австралийских аборигенов. Считается самым древним инструментом в мире. Не имеет аналогов, хотя есть близкие родственники.
Диджериду представляет собой полый ствол эвкалипта, длиной от 1 метра 30 см и больше. Происхождение этого ствола естественное — сердцевина эвкалипта очень привлекательна для термитов, они выедают эвкалипт внутри, оставляя стенки. Получается естественная труба. Изнутри труба покрыта неровными бороздками, что придает диджериду, удивительный, неповторимый тембр. В связи с таким способом «изготовления» каждый диджериду получается уникальной формы и с уникальным звучанием. Австралийские шаманы ходят в состоянии транса по лесу и постукивают тыльной стороной топора по эвкалиптовым деревьям. Не каждый стебель, выеденный термитами, подходит для диджериду. Затем эвкалипт срубается, обрезается до нужной длинны, очищается от внешней коры и раскрашивается. Внешнее оформление диджериду очень красиво — это традиционные австралийские орнаменты, с характерными и легко узнаваемыми точками. Все, инструмент готов!
Способ игры так же уникален.
Во-первых, традиционная техника игры на диджериду требует получения непрерывного звука. Для этого используется прием циркуляционного или перманентного дыхания. Музыкант играет с надутыми щеками, и когда воздух в его легких кончается, он выталкивает воздух из своих щек, одновременно вдыхая носом. Нужно потратить определенное время на освоение этой техники.
Во-вторых, диджериду без специальных приемов игры производит всего одну ноту. На эту тему даже есть притча: «Мышь говорит львице — я рождаю каждый месяц по нескольку мышат, а ты рождаешь всего одного детеныша в год. На что львица отвечает — да, я рождаю всего одного детеныша всего раз в год, но я рождаю Льва». Нота диджериду — это Лев в мире звуков. Звук диджериду часто называют звуком Земли.
Исходя их «одно-нотности» этого инструмента, возникло два стиля игры на нем. Первый — плавный, непрерывный звук, у которого меняется тембр и возникают обертона. Обертона легко возникают из-за бороздок от термитов. У каждого диджериду сила обертонов разная. Второй способ - ритмический, когда диджериду как бы заменяет барабан.
Возможно извлечение на идаки и других нот, отличных от основного тона, но их количество незначительно, и эти ноты играют также ритмический эффект.