"Каждый день у меня бывает то, что можно назвать вдохновением, и каждый день я что-то создаю. Я никогда не забываю того, что сделал. Это может быть даже случайная строка, которую я нацарапал на обратной стороне почтовой марки."
Гитарист, певец, актер
"Каждый день у меня бывает то, что можно назвать вдохновением, и каждый день я что-то создаю. Я никогда не забываю того, что сделал. Это может быть даже случайная строка, которую я нацарапал на обратной стороне почтовой марки."
Blue Guitars – блюзовый альбом Криса Ри, изданный 14 октября 2005 года, состоит из 11 дисков, одного dvd и цветной книги, включая рисунки исполнителя, некоторые записи и тексты песен. Альбом является амбициозным проектом, представляет 137 песен, записанных за полтора года по четкому графику – 12 часов работы в день, так говорил Ри о своих сессиях. Изначально вдохновение пришло от Блюзовой Одиссеи Билла Уаймана (Bill Wyman), и могла бы быть одиссеей тоже, ибо все композиции раскрывают эволюцию блюзовой музыки в разных эпохах, начиная от африканских корней и заканчивая современным блюзом, который берет свое начало в 60х-70х годах. Впоследствии эти 11 дисков были названо соответственно: Начало, Кантри Блюз, Луизиана и Новый Орлеан, Волнующий Блюз Мемфиса, Техасский Блюз, Чикагский Блюз, Блюзовые Баллады, Госпел Блюз и Мотаун, Кельтский и Ирландский Блюз, Латинский Блюз и 60е и 70е.
Эта коллекция пятая и является последним релизом в линии Блюзовых записей Криса Ри, которые он сделал после своего выздоровления от серьезной болезни, после данного себе обещания вернуться к своим блюзовым корням, если он выживет. Ри сказал, что его Blue Guitars будут последним сольным релизом, далее он продолжит работать и выпускать альбомы в виде участника группы Memphis Fireflies.
Одиннадцать отдельных записей, включающие в себя Blue Guitars, каждая из них является самодостаточной. В целом они отображают путешествие по разным эпохам блюза, рассказывая о различных вариациях, о корнях в африканском блюзе, который присутствует и сейчас. Разность в инструментах, стиле, текстовом выражении. Таким образом, Крис Ри и его группа повторили различные стили и лирические темы, создавая абсолютно узнаваемую атмосферу на каждой записи, как правило, первые несколько вещей устанавливают ход и развитие последующих записей, затем развиваясь в различные стили на каждом из дисков.
Альбом №1 – Beginnings
Первый альбом этого сборника знакомит нас с зарождением блюза, прослеживая его африканские корни. Условия жизни были невероятно тяжелы, много коренных африканцев было изловлено и отправлено через океан, чтобы потом продать в рабство, иногда предаваемые собственными соплеменниками, что ярко отражено в песне «The King Who Sold His Own». Одно к одному, это были идеальные условия для возникновения и развития блюза, да и сам инструментарий и построение песен отличается довольно сильно от того, что мы знаем и слышим сейчас, сначала это была грусть, усталость, бремя, депрессия, чувство тоски и грусти – все это лежит в основе музыкальной структуры.
Список композиций:
Альбом №2 - Country Blues
Появление кантри блюза было вполне естественным развитием, которым бы пошел блюз, приехав однажды на юг Америки: это было мрачное время, время страха, люди работали на каторге, им приходилось работать еще тяжелее после освобождения, буду в поисках работы, повсюду была безработица, бесцельное шатание. Расизм и ККК усугубили ситуацию, что отражено в музыке, инструментарий постепенно изменился, тексты уже гласят о стране (ККК блюз), бесцельных поисках и бродяжничестве (Walkin' Country Blues), алкоголизме (Too Much Drinkin'), а также переход к преобладающему состоянию мечтания о других жизненных перспективах и красивой жизни в больших городах (Ticket for Chicago). Также присутствуют темы передвижения (Steam Train Blues), веры в бога (If You've Got A Friend In Jesus), желания отдыха, праздного времяпровождения (Dance All Night Long). Социальные и личные проблемы нашли свое отражение в музыку и начали основательно менять блюз.
Список композиций:
Альбом №3 - Louisiana & New Orleans
На этой записи блюз представлен тем, каким он знаком многим. Когда оригинально африканский блюз с южными влияниями был привезен в Луизиану, Новый Орлеан, дельта Миссисипи. Теперь он звучит с новыми инструментами – кларнет, медные духовые, фортепиано, мандолины, аккордеоны – все это вместе с банджо смешивается в интересный коктейль, который становится известным под названиями New Orleans, Swamp, Cajun или Riverboat блюз. Основы для таких направлений, как джаз, свинг и даже рок-н-ролл, были положены именно в это время, был создан характерный и отличительный звук, который неминуемо бы ассоциировался с блюзом.
Список композиций:
Альбом №4 - Electric Memphis Blues
Название говорит само за себя – блюз теперь становится электрическим, вот о чем этот альбом. Что за изменение это было для блюза и блюзовых музыкантов! Они, наконец, могут сыграть так, чтобы их услышали громкие толпы и набитые битком заведения, где они обычно и играли. Это была огромная перемена на пути развития стиля, внезапно блюз приблизился к утонченным и изысканным структурам, блюз возносился к невиданным доселе высотам: Сейчас я стал выше всего этого барного шума, дружище, я больше, чем толпа Ри на открытии Electric Guitar, что идеально перефразирует то, что музыканты чувствовали после революции эпохи. Электро не остановилось на гитарах, - органы, фортепиано, синтезаторы, - все стало электрическим, в студиях стали играть на новом электро звуке, возможности казались неисчерпаемыми.
Список композиций:
Альбом №5 - Texas Blues
И снова новое направление, в которое начал трансформироваться блюз. Беря в концепт саму основу, продвижение идет в сторону современного дикого запада – вот, что вы получаете от прямолинейного техасского блюза. Здесь всё – бесконечные дороги, бары для дальнобойщиков, нефть, грязь, ковбойские ботинки, истории из жизни на ходу, все это Техас, все также грустно, как и в оригинальном блюзе (Lone Star Boogie, No Wheels Blues). Коктейль из классических форм блюза с душком кантри и характерными для запада инструментами (слайд гитары, гармоника) дает блюзу более сырой, абсолютно узнаваемый, ни с чем не спутываемый звук, который играл главную роль в музыке вообще – от Стиви Вона (Vaughan) до ZZ Top!
Я все еще помню то место, святая святых Техаса, когда мы проталкивались сквозь снег – Крис Ри.
Список композиций:
Альбом №6 - Chicago Blues
И снова движение блюза приводит к новому направлению, движение на север к Чикаго в поиске работы и новой жизни. Люди неожиданно обнаружили себя в совершенно иной ситуации, это довольно сильно повлияло на блюз, электро стиль, развитый ранее в Электро Мемфисе и Техасском блюзе, оставался, становясь более жестким и резким, инструменты вроде саксофона вплетались в музыку и давали иногда этому гибриду джазовый привкус. Снова тематика текстов перемещается от уже известной территории и начинает отражать изменившуюся ситуацию, наркотики, алкоголь, секс, женщины, деньги – все это начало играть главную роль, жизнь в мрачных гетто и анонимная жизнь – родился чикагский блюз.
Список композиций:
Альбом №7 - Blues Ballads
С привнесением фортепиано и других новых элементов, таких, как свинг и джаз, в соответствии с мнением Криса Ри, появился стиль, от которого веет угаром от морфина, - что довольно точно описывает блюзовые баллады. Оригинальные, примитивные влияния практически не прослеживаются, заменены на спокойные, вязкие и отполированные, и, тем не менее, узнаваемые нотки блюза. Все это свидетельствует о том, что блюз все еще здесь.
Список композиций:
Альбом №8 - Gospel Soul Blues & Motown
В то время как базовые структуры и ритмы блюза остались прежними и близкими к оригиналу, новое поколение блюза движется вперед, на электрогитарах играют в стиле банджо, в итоге получается электро ситар, звучание называют индии/хиппи поколением, крайне узнаваемое - Tamla Motown. Более мягкий и простой для восприятия, чем предыдущие гибриды блюза, практически каждая вещь была хитом.
Список композиций:
Альбом №9 - Celtic & Irish Blues
Блюз уходит в другое направление, когда он начинает смешиваться с кельтскими, шотландскими и ирландскими мотивами, формируя новый гибрид. Основное чувство тоски, потери и грусти, которое наследует шотландские, ирландские и кельтские корни, вместе с новым инструментальным подходом дает новый базис для отличного вида, давая блюзу типичный кельтский привкус.
Список композиций:
Альбом №10 - Latin Blues
Латинская музыка является не таким уж очевидным направлением для блюза, который все еще довольно сильно находится под влиянием африканской культуры с рабами, находящимися в Бразилии, на которых, в свою очередь, повлияла карибская культура со своей стороны, кубинская гитара и некоторого рода фортепиано – все это создает отличный от мисиссипи блюза стиль, и вот, уже появляется босса нова. Блюз даже чем-то обменялся с регги, но вместо ощущения солнечности тематика была просто грустной.
Список композиций:
Альбом №11 - '60s and '70s
Новое время, новое поколение, новая вариация блюза. Все снова начало меняться, целая двухсотлетняя история блюза была выброшена в мгновение, когда блюз внезапно стал звучать по-старому, отдавая дань предкам современной блюзовой музыки, но здесь был также Woodstock, the Flower Power Movement, все это вылепило новое лицо для блюза.
Список композиций:
Альбом №12 - Dancing Down The Stony Road DVD
Это небольшое дополнение в общую коллекцию музыки, нечто вроде история создания альбома Криса Ри «Stony Road», который был выпущенный в 2002 году. Он следовал за его выздоровлением от тяжелой болезни, его разрывом с записывающей компанией и процессом становления в новом стиле музыки. ДВД может быть особо интересен для тех, у кого есть альбом. Здесь множество интервью с Ри и группой, много съемок о написании и записи материала, в конце концов, идея описания всего процесса воплотилась в жизнь.
Музыканты: